Нередко пойти погулять
с ребёнком для родителей означает посидеть на скамеечке, пока малыш крутится
рядом. Между тем прогулка – замечательный повод для общения, каких-то
совместных дел, в том числе и физических упражнений. И нужно-то для этого немного:
спортивный костюм и мяч.
Мяч – удивительно интересная
игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время
интересного – пока еще люди не придумали.
Мяч воспринимается ребенком как нечто живое.
Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он
яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть, еще не научившись ходить, и
можно наблюдать, как люди почтенного возраста с упоением гоняют мячик.
Мяч – это шар, идеальная
космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни
начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности
соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Недаром один из
выдающихся немецких педагогов-психологов XIX века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал
его «идеальным средством для упражнений».
Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.п., что способствует развитию глазомера, двигательных координационных функций.
По данным А. Лоуэна, отбивание мяча
повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечного
напряжения.
Упражнения в бросаниии катании мячей способствуют развитию координации,
ловкости, ритмичности, согласованности движений.Они формируют умения схватить,
удержать, бросить предмет, приучают рассичтывать направление броска,
согласовывать усилие с расстоянием, развивают ориентировку в пространстве.
Игры с мячом - не только интересное
развлечение, они очень полезны ребёнку, так как способствуют развитию
координации движений, а это пригодится и при обучении письму, рисованию,
конструированию.
Удовольствие от совместных занятий, мышечной нагрузки, от получившегося броска или удара по мячу - всё это радости детства. Добавьте сюда ещё и гордость за родителей, которые «всё умеют».
В зависимости
от степени физического развития, подготовленности ребёнка и умений родителей,
можно подобрать нужные упражнения, их количество, продолжительность занятий,
вес и величину мяча. К тому же упражнения можно усложнять или упрощать. Что
касается места для занятий, то идеально – это лужайка в парке или лесу,
площадка для игр, просто двор.
Подбирать мяч для
малыша необходимо в соответствии с его возрастными особенностями и
возможностями. Чем младше ребёнок, тем меньше у него умений в бросании, ловле.
А эти движения — основные во владении мячом. Поэтому, чтобы дети смогли
выполнить соответствующие действия, необходимо подобрать удобный мяч. Внимание
должно быть обращено на вес, объём и качество материала, из которого сделан
мяч. Дети младшего дошкольного возраста очень любят играть с воздушным шариком,
сенсорным (поролоновым) мячом, интересны им и маленькие массажные мячи,
пластмассовые шарики.
Эти мячи могут быть
использованы в играх и игровых упражнениях, развивающих координацию, силу,
глазомер, формирующих произвольность и умение сосредотачиваться при выполнении
заданий, помогающих осваивать различные варианты выполнения движений.
Чтобы приобрести навыки
в играх с мячом, требуются многократные упражнения, но, как правило, после 8 –
10 повторений малыш теряет интерес, а без него какое обучение? В этом случае введите «оживляющие
элементы»: хлопок в ладоши, поворот, удар мяча об пол, изменение направления
или мишени для броска. Если упражнение не понятно, можно выполнить его вместе с
ребёнком: «вместе держим – вместе бросим».
Не следует настаивать на выполнении тех
упражнений с мячом, которые ребёнку не нравятся. И наоборот – нужно
использовать и постепенно усложнять понравившиеся элементы. Не бойтесь
перегрузок, но не настаивайте и на продолжении занятий, если ребёнок жалуется
на усталость или капризничает. Как можно меньше принуждения, как можно больше
удовольствия и радости!
Комментарии
Отправить комментарий