Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста
В России игры всегда были популярны, их
называли забавами, развлечениями, потехами. Русская народная культура издавна
богата играми, в которых сочетается веселье, удаль, выдумка и искренность.
Игра- неотъемлема часть народных
праздников и гуляний. Народные игры, забавы всегда соотносились с природой
(плелись венки, украшали березы, ели), с
определенными этапами жизни человека.
Характерные особенности народных игр - комплектность воздействия на
организм и на все стороны личности ребенка : в игре одновременно осуществляется
физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Структуру подвижной народной игры составляет сюжет (тема, идея), правила
и двигательные действия. Правила - обязательные требования для участников игры.
Они обуславливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер
поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры,
приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключается проявление
творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.
Подвижные народные игры, проводимые
с дошкольниками классифицируются по следующим признакам:
- по возрасту (для детей младшего,
среднего, и старшего возраста).
- по содержанию (от самых простых до
сложных; с правилами и с элементами спортивных игр).
- по преобладающему виду движений (игры
с бегом «Ловишки в кругу» «У медведя во бору», прыжками « Воробушек и
кот», «Поймай комара», лазаньем и ползаньем «Наседка и цыплята», «Перелет
птиц», бросанием и ловлей «Летучий мяч», «Кто самый ловкий», метанием «Охотники
и утки»).
- по физическим качествам (игры для
развития ловкости «Кот и мыши», быстроты «Быстро возьми, быстро положи», силы ,
выносливости, гибкости).
- по сюжету (сюжетные « Гуси –
лебеди» и бессюжетные «Пятнашки с мячом»).
- по организационной форме (для занятий
физкультурой, активного отдыха, физкультурно- оздоровительной работы)
- по подвижности (малой, средней и
большой подвижности- интенсивности).
- по сезону (летние и зимние).
- по месту занятий (для спортивного
зала, для местности, группы).
- по способу организации играющих
(командные и некомандные)
Во время игр у дошкольников формируются
и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании,
лазании и др.), проявляются физические
качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, выносливости,
гибкости, координации движений, навыки
пространственной ориентации. Например,
для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от
него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с
интересом много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит
к развитию выносливости.
Почти в каждой игре присутствует бег,
прыжки, метания, упражнения для равновесия и т.д. в результате применения
подвижных народных игр повышается уровень физического развития дошкольников.
Комментарии
Отправить комментарий